- Автор: Юрий Новиков
- Категория: Без рубрики
«…У меня зазвонил телефон…»
«…У меня зазвонил телефон…»
Истории из жизни
«У меня зазвонил телефон.
— Кто говорит?
«Мицубиси Паджеро Спорт, 2.5 дизель. У меня турбина…»
Ага, телефон. Зазвонил. Практически по Чуковскому.
Сегодня роль телефона как средства общения все больше занимают всевозможные мессенджеры, вацапы и прочие разные вайберы.
Вот и у нас намедни случилась такая переписка.
Выкладываем для понимания и в надежде – если кто узнает себя, то, может, задумается, сделает выводы и не будет повторять чужих ошибок: лучше ведь, как известно, учиться на чужих…:
…Сначала был звонок: «Нужна турбина: «Паджеро Сорт 2.5».
Причем товарищ сам нашел ее по каталогу – и оригинальную, и аналог.
«В чем проблема-то?» — спрашиваем мы.
«Лопатки задевают».
«Как определили?».
«Залез, посмотрел».
«Сам?»
«Сам. Может, у вас готовая есть – в смысле – новая?..».
«Что ж, если уж номер знаете – скиньте, сверим и ответим».
Дальше пошла переписка. Следите внимательно за логикой – и нашей, и клиента: мы искренне старались помочь советом — дать ему понять, что дело только заменой турбины может (скорее всего) не ограничиться; надо искать причину, которая привела к отказу ее («Уж сколько раз твердили миру!..» — читай басни Крылова-Лафонтена-Эзопа). И тогда ситуация повторится. Зачем деньги (свои, кровные!) выбрасывать на ветер? Они вам с неба падают?..
Итак, читаем переписку (орфография и прочее соблюдены):
«Есть. Ремонт будет стоить 25000».
«Понял».
«Но лучше разобраться в причине отказа… ибо – ресурс турбины равен ресурсу ДВС. Турбины так просто не ломаются – почитайте хотя бы тут, на нашем сайте – читать дешевле, чем считать».
«Турбина работает. Посмотрел в интернете как дефектуют турбины. Настораживает наличие масла в патрубке впуска».
«Фильтр, сапун, износ ЦПГ…»
«Ок»
«А вообще: «Окей Гугл, как самому вырезать аппендицит?..». Ага. Щуп вынуть: если «курит» — «капиталка». Сапун тоже. Или фильтр забит».
«Вчера завел со снятыми патрубками и сапуном. Из сапуна дыма нет. Фильтр вчера поменял. Надо попробовать».
«Вам, кстати, не идет это авто…»
«Почему?»
«А вы его пытаетесь обмануть. А фильтр меняется по состоянию, а не по пробегу. А он забит. И воздуха не хватает для сжигания той порции дизтоплива, что впрыснули форсунки. В итоге — черный дым, не тянет, и, так как природа не терпит пустоты, разряжением высасывает газы вместе с маслом из поддона через сливную трубку, через уплотнительные кольца и далее в интеркулер».
«Фильтр меняю раз в год. Пробег в год не более 10000».
«Фото фильтра в студию, плиз! Он может быть забит, он может отсыревать, и даже мыши там зерно иногда прячут (было, видели). Да и фильтр какой поставили – оригинальный? Качественный? Самый дешевый?..»
«Все, о чем мне пишете, прекрасно знаю и понимаю. Работаю всю жизнь водителем».
«Тогда отчего же вопросы?»
«Вопросы я не задавал. Мне нужна турбина».
«Всю жизнь водителем работаете? Что ж, я тоже всю жизнь на ногах хожу, но, бывает, и падаю…»
«Все верно, никто от этого не застрахован».
«Вот вы говорите: «Вопросов я не задавал. Мне нужна турбина». Чудак человек, не обижайтесь: если она у нас есть (позвоните завтра, с утра, в понедельник), продадим, конечно, но, повторяем, пытаясь достучаться: причина явно не в ней, ищите причину отказа, иначе придете ещё раз, за второй. Мы свой хлеб давно жуем, знаем, что будет дальше и нам такие случаи, в-общем-то, не нужны: мы ж тоже люди, зачем молчать и молча наблюдать, если знаешь и видишь, что человек наступает на грабли… Неправильно это. Не по человечески. У вас причина появления масла на входе в турбину установлена? Если оно есть там – то откуда оно там? В нормально работающей турбине масла на входе быть не может: попробуйте плюнуть на вдохе? – Не получится. Никому ещё не удавалось. Так и там: турбина втягивает, и в этот момент выбрасывать не может! Причина появления масла на входной части турбины – прямой симптом того, что что-то не в порядке. Далее: воздух, очищаясь в фильтре, сжимается в турбине и идет дальше в кулер. И масло тоже – пойдет в кулер – по течению воздуха. А потом — в цилиндры (а куда ему ещё?). Вот поэтому и попросили скинуть фото лопаток, и убедились, что они, действительно — темного цвета, и дальнейших фото чего-бы то ни было уже не нужно: все уже понятно и так».
«Лопатки светлые, не черные».
«Вот ваши лопатки: они в масле:
«Вы на фильтрах экономите. Поэтому и позволил себе заметить, что не идет вам этот автомобиль… А насчет экономии – турбина окупает себя на 2-3 тысяче километров; в турбированном двигателе смена зарядов происходит за счет продувки турбиной, и потому, кстати, температура в головке ниже, чем у атмосферного мотора – примерно на 200 градусов, что, опять же, кстати, делает двигатель, как ни странно, менее теплонагруженным и потому даже более надежным, нежели «простой», атмосферный… Ну, это мы немного в теорию уже… хотя, понимаю, может показаться странным, но это так и есть: турбированный мотор практически по всем показателям превосходит нетурбированный, но требует иной логики подачи топлива и иных настроек. А вы из турбо опять атмосферный сделали, «выключив» из системы турбину… Результат в сухом остатке – новая турбина, капиталка, деньги, простой автомобиля… Ну и где тут экономия?.. (недоумевающий смайлик). А вообще – приезжайте, посмотрим».
Вот, такая случилась переписка (не уникальная, увы: таких – много. Как под копирку они – одинаковые. Характерные. Поэтому и решили опубликовать: дабы мотали на ус – и вы, читатели, и мы – писатели-турбостроители хреновы (слово «хреновы» относится к слову «писатель», если что!).
Итак, разберем ситуацию. По пунктам.
- Товарищ обратился с вопросом – «Нет ли у вас новой турбины к моему автомобилю? У этой «лопатки задевают».
В чем ошибка данного товарища?
Во-первых, он сам поставил диагноз: «лопатки задевают».
Диагноз неверный.
То, что лопатки задевают – это не диагноз, это – последствия. («…Доктор, не найдется ли у вас нового желудка – мой вечно «крутит», из туалета не вылажу…». «Хм, батенька, может, вам лучше на питание своё внимание обратить?..»).
Диагноз был бы правильным, если бы товарищ нашел причину – а почему это вдруг начали задевать лопатки, если, как известно, турбокомпрессор – агрегат необслуживаемый и не расходный? Вот это был бы правильный подход.
Но нет – товарищ сам залез, сам определил (это – во-вторых: вторая ошибка данного товарища). К нам же обратился лишь за наличием – «нет ли у вас вот такой новой?..».
Да есть, конечно, не жалко…
- Товарищ пишет: «…Посмотрел в интернете как дефектуют турбины…»
Очень характерный для сегодняшнего дня пример. Прям в яблочко! Сейчас же всё делают, посмотрев в интернете, вплоть до лечения!..
Поэтому и ответ наш был соответствующим: «…Окей Гугл, как самому вырезать аппендицит?..». Какая логика, такой и ответ. Ирония, думаем, понятна.
- Товарищ пишет: «…Фильтр вчера поменял».
Ну да, ну да. Сейчас же новый стоит, чистый!.. В чем проблема-то?.. Ага. Логика…
- И – апофеоз логики и упертости, характерной для огромного большинства не столько даже клиентов, сколько – сервисменов:
«Все, о чем мне пишете, прекрасно знаю и понимаю. Работаю всю жизнь водителем».
Да: всё, что вы мне тут говорите, я прекрасно знаю и понимаю!
Ага. Зачем тогда вам мы вообще?.. Удачи, товарищ!
- …И вишенка на торте, как модно сейчас говорить: отрицание очевидного потому, что оно неудобно (невыгодно / некомфортно / противоречит желаемой логике – выберите, что вам ближе):
«Лопатки светлые, не черные».
Пришлось ткнуть носом в его же присланное фото: вот же. Разве они «светлые»? Черноту масла ж невооруженным глазом видно! Или вы – отчаянный дальтоник? Так они, вроде, цвета не различают, а оттенки – светлое/темное – видят и они…
Нет, дело не в этом. Не дальтоник этот товарищ. Он – та самая часть человечества, для которой «доказательством служит лишь то, что он сам считает доказательством» (Жак Фреско). Или, выражаясь иначе: «Советоваться – искать одобрения уже принятому решению» (Амброз Бирс). И если вывод или диагноз противоречит ожидаемому, или он неприятен, или болезненен (в том числе финансово) – он вряд ли будет принят. По крайней мере, сразу. И в этом нет ничего обидного: таковы мы все. Так устроен человек. Поэтому такой ответ и характерен для большинства наших клиентов: «не, это не двигатель (не фильтр / не масло / не износ) – там все нормально!». Ну да, конечно: если согласиться с тем, что это таки двигатель – это ж целая катастрофа: капиталка, такие расходы!.. Я просто турбину поменяю лучше, и этим обойдусь…
Ага. Ну-ну…
Не доходит, даже после долгих и упорных попыток достучаться… Что ж, жизнь сама «достучит»… Как говорят в одной специфической среде: «Не доходит через голову – дойдет через печень».
…Не будем делать никаких выводов: делайте их сами, каждый для себя, какой кому ближе. Мы не психологи, не коучи. Мы просто ремонтируем турбины, по мере сил и знаний старясь, кроме своей непосредственной работы помочь вам принять правильное решение, каким бы неприятным на этом этапе и болезненным оно не было. Поверьте – иначе будет потом дороже.
И такая дребедень целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
То тюлень позвонит, то олень.
…Вы б, газели, не галдели,
А на будущей неделе
прискакали бы и сели
На качели-карусели!
Но не слушали газели
И по-прежнему галдели:
— Неужели в самом деле
Все качели погорели?
Что за глупые газели!
(К. И. Чуковский, «Телефон»)
«…Этот стих вообще не про детей, он про мою работу!!!»
(из комментариев в интернете к стихотворению)
Вот-вот…
P.S.: Не обижайтесь на некоторую …э-э… резкость и прямоту в наших словах, если вдруг узнали себя: мы как врачи: приходится говорить не всегда приятные и ожидаемые (вами) вещи, чтобы у вас не было потом ещё больше проблем со здоровьем. В данном случае – со здоровьем вашего автомобиля и вашего кошелька. Хотя, конечно: мы могли бы просто промолчать – диагностика ДВС не наша работа и не наша задача, мы ремонтируем только принесенные к нам турбокомпрессоры и нам (казалось бы) наплевать, что с ними и с вами будет дальше – мы свою работу выполнили, технологическую карту на установку выдали, объяснили, а соблюдете или нет – ваше дело. Казалось бы. Но – мы нормальные, живые люди, не циники, и нам не все равно на клиента. Мы все живем в одном мире, на одной планете, в одних условиях. Вот и пытаемся – достучаться, объяснить, просветить-донести до понимания… Каждый раз…
P.P.S.: К чести данного конкретного товарища с «Паджеро Спорт» – он отнесся к советам и переписке вполне адекватно. Что ж, очень хорошо.
Удачного выбора автомобиля и модели поведения!