- Автор: Юрий Новиков
- Категория: Без рубрики
114 лет (!) турбонаддуву
114 лет (!) турбонаддуву,
а он по-прежнему — «белое пятно»
в истории техники.
По крайней мере – в России
«…Белеет парус одинокий…»
…Братцы! Как говорил выше уважаемый докладчик (https://turbocenter.ru/114-let-turbonadduvu/) – турбокомпрессору «стукнуло» уже более века!
И он до сих пор – «терра инкогнита» для нас.
Турбонаддув – это этакая неоткрытая «Земля Санникова»: все знают, что «там что-то есть, вон, туда даже птицы зимой улетают, а они не дураки, чтобы лететь наугад!», но никто не удосужился сходить, проверить!
Как так?..
Или, это, скорее, не «Земля Санникова», а тот самый «Неуловимый Джо», которого никто не ловит, потому, что он… нафиг никому не нужен?
Похоже, ситуация с турбонаддувом и турбинами на территории нашей огромной страны именно этот случай*: никто ее, турбину, не изучает, потому, что никому… нафиг не нужно ее изучать! «Голова (то бишь турбина) – предмет темный, исследованию не подлежит!».
Так и укоренилось: все непонятное (большинству механиков), что происходит с мотором, объясняется ими просто: «Это турбина виновата! Она – предмет темный…» – и далее по заученному тексту: мол, это не к нам…
– А к кому?..
– Э-э… А! – Вот, к кому: в Тюмени есть «Турбо-Центр»**, это – к ним, пусть разбираются!
Ага: мол: «…Я вам брюшную полость вскрыл, а там – кишочки какие-то, я в них не понимаю, это вам к другому хирургу; берите свои кишочки в руки и к нему – он через дорогу!». Замечательно, правда?
*Вот наглядная карта-схема так называемых пит-стопов по ремонту и продажам турбокомпрессоров через сеть дистрибьюторов только одного из производителей ТКР компании BorgWarner Turbo Systems GmbH, владеющей брендами Schwitzer, KKK, Hitachi:
Как видите, мир практически весь во флажках. Везде продают и ремонтируют (!) турбины. Даже в Африке.
И лишь Россия – буквальное белое пятно на карте распространения турбо-сервисов. Почему? – Тема для отдельного обстоятельного разговора…
Это карта-схема сервисов только одной компании. А есть ведь ещё другие: американские Honeywell International Inc. (бренды Garrett и Cummins), Engine Co — бренды Holset, Caterpillar, Cummins. Японские: MHI (Mitsubishi Heavy Industries Co, Ltd.), IHI (Ishikawajima, Harima Heavy Industries Co, Ltd.), Komatsu, Toyota…
Это так называемые монстры, которые практически поделили рынки и, соревнуясь за новые, рисуют все новые и новые флажки своих сервисов…
Северная и Южная Америки, Европа, Индия, Азия, Япония, Африка. Даже в отсталых и не сильно развитых странах уже видно их присутствие, и этот процесс прогрессирует.
А какова доля их присутствия в России? Как распределены они на необъятных просторах нашей страны? – Да практически никак!
Увы: у нас можно поставить, пожалуй, только один флажок – в Первопрестольной. Ну, пожалуй, ещё в Санкт-Петербурге.
А где же российские заводы, российские технологии? Увы…
За Уралом, на всем просторе Сибири, тоненький, пригибаясь под ветром, но не ломаясь, стоит и держится только один едва видимый флажочек – в Тюмени. Стоит уже 20 лет: тоненький, гибкий, но упрямый. Но – стоит!
Но в том, что он – есть – это не заслуга международных корпораций или российских чиновников, обеспечивших условия для развития (как бы не так!). Это – личная и исключительная заслуга создателей «Турбо-Центра», но это уже совсем другая история…
А пока – примите к сведению: в России (почти) нет сервисов, ремонтирующих (именно – ремонтирующих!) турбины. Турбонаддув как был «белым пятном в истории техники», так и остается. Уже более ста лет…
**«Турбо-Центр» — предприятие по ремонту турбокомпрессоров. Именно турбокомпрессоров. «Турбо-Центр» — не СТО по ремонту ДВС и поиску неисправностей двигателей! Не надо перекладывать свои обязанности (и свою ответственность) на нас!
Удачи в эксплуатации турбированных моторов! Берегите турбины!